Главная » События » 30 мая 2010. Паломническая поездка в Полоцк

Паломническая поездка в Полоцк

30 мая 2010

Окончание учебного года на протяжении многих лет проходит в паломнической поездке. В этом году мы не сразу выбрали то святое место, куда поедем, но, по промыслу Божию, решили посетить древнюю Полоцкую землю, поклониться мощам нашей белорусской святой преподобной Евфросинии. Незадолго перед отъездом мы узнали, что в этом году в начале июня празднуется 100 лет со дня перенесения мощей святой из Киева в Полоцк. Значит, выбор нашего маршрута был совсем неслучаен…

Ефросинья Полоцкая

На двух автобусах в составе 70 человек рано утром в день Всех святых, а значит и в День Ангела всех православных христиан, помолившись перед дорогой в храме, мы отправились в путь. Необычным для нас было присутствие в поездке детей и педагогов из приюта. Ребята накануне исповедовались, но у воспитателей были сомнения, как они доедут до Полоцка натощак, чтобы там причаститься. Молились все вместе. Слава Богу: никто не отступил, хотя, конечно, было трудно. Приехав в монастырь, мы первым делом приложились к мощам преподобной и святыням собора. Как все красиво! Необычной формы иконостас в виде полукруга, рака в виде маленькой церкви, множество икон с частицами мощей – все поразило нас и убедило в том, что святая Евфросиния неустанно заботится о своем монастыре.

Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь

После службы нас ждали в паломнической трапезной, и все мы с удовольствием отведали и монастырский борщ, и необычайно вкусную пшенно-рисовую кашу. После трапезы – экскурсия. Для взрослых ее проводила выпускница нашей воскресной школы, а ныне – матушка одного из священников в монастыре – Елена. Нам рассказали житие святой, историю храмов, чудеса. Настоящим подарком от святой стало для нас разрешение подняться по лесенке к келье преподобной. Сколько воспоминаний хранит эта лестница за 900 лет! По ней ступала сама святая, тысячи сестер монастыря, паломников, съезжавшихся сюда. Думаю, навсегда останется в памяти детей и взрослых маленькая келья, каменная ступенька, на которой отдыхала преподобная Евфросиния, совсем узкий проход и низкие своды потолка над лесенкой. Благодарим Бога и святую за все милости к нам!

Попрощавшись с обителью, мы подъехали к Софийскому собору, где проходил в тот момент концерт органной музыки, поэтому внутрь мы не попали, зато рядом с собором смогли прикоснуться к Борисову камню, которому скоро 1000 лет! На нем виден крест и надпись. А какой прекрасный вид открывается с горы! Внизу течет река, а над нами – небо, красоту которого мы не единожды отмечали в этот день: на голубом фоне как будто гениальный художник тонкими белоснежными линиями нанес прекрасный узор.

Пешком прогулявшись вдоль набережной, мы подошли к Богоявленскому собору, где хранится Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радосте с грошиками 16 века. А напротив собора – музей книгопечатания, где хранится Евангелие, написанное рукой самой преподобной. Мы, конечно, зашли и в музей, где увидели старинные книги, печатные станки и многое другое.

Полоцкий Свято-Богоявленский собор

После такой насыщенной программы в Полоцке нас ждала обратная дорога домой. На небольшой поляне мы сделали привал. Пока родители готовили трапезу, дети с удовольствием играли в подвижные игры, спасаясь бегством от комаров, слетевшихся на встречу с нами, кажется, со всего леса. Но даже их «радушный» прием не смог испортить нам настроение, и мы с радостью общались друг с другом и заговлялись на предстоящий Петров пост. По дороге домой наши дети преподнесли нам сюрприз, устроив настоящий концерт у микрофона. Мы услышали и песни, которые разучивали в воскресной школе в течение года, и песни на военную тематику, а самые младшие паломники спели « В траве сидел кузнечик». Так мы подъехали к Логойску, где остановились у храма Николая Чудотворца и источника. Кто-то только набрал воды, а кто-то и окунулся в святом источнике, температура которого всегда постоянна – 4 градуса. Мы зашли и в храм, где поняли, что сюда надо приехать еще раз, чтобы спокойно помолиться, услышать рассказ о храме, пообщаться с настоятелем – отцом Владимиром. Возможно, это выбран маршрут нашей следующей поездки, которую мы будем ждать с нетерпением. Слава Богу за все!