Проповедь на воскресный день, 17 мая 2015

Протоиерей Георгий Арбузов

Протоиерей Георгий Арбузов

Настоятель прихода храма Воскресения Христова в Минске (с апреля 2010 г).

Заместитель председателя Синодального отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством,старший епархиальный миссионер.

Дата рукоположения: 24.12.2000 г.

С праздником святой Пасхи, дорогие! Благодарю вас всех за совместное совершение святой Божественной Литургии.

Сегодня мы с вами слышали Евангельское повествование о слепом. Прежде чем мы скажем несколько слов о самом Евангельском чтении, мы можем отметить и отмечаем с вами, как и во многих чудесах, совершенных Господом, мы видим какую-то общую тенденцию. Какое-то общее впечатление для нас создается о совершившемся чуде. И хотя известно место, мы знаем многие подробности о совершенном Господом, однако мы не знаем имени того человека, которому благодействовал Господь.

Это был один из многих, кого Господь врачевал, утешал, возобновлял не только какие-то телесные качества и свойства, но и врачевал духовно. И человек, обладающий высокими духовными и нравственными качествами, он не слеп. Как мы можем с вами знать и видеть, что как немощность духовная ведет к немощности физической, так и здоровье духовное благотворит телу и укрепляет все наши лучшие физические силы и качества. Мы не имеем имени этого человека, не знаем о нем практически ничего, хотя даже и имя его мало что сказало бы нам. Но коль скоро святой Евангелист не упоминает имени, то мы с уверенностью и убежденностью говорим, что Господь благодействовал многим, и этому человеку, и до него, и после него, каждый нуждающийся получал от Господа исцеление и врачевание, как только являли початки веры и доверяли Спасителю. Что хотелось бы сказать о сегодняшнем Евангельском чтении? Оно удивительно.

Мы впервые сталкиваемся с таким явлением как исповедничество. Это особый вид христианского подвига, которые не сопряжен с мученичеством, и не всегда исповедничество, а мы знаем, последний век, век двадцатый, увеличил сонм мучеников, и мы в числе многих благоугодивших Господу чтим исповеднический лик, тех, которые, преодолевая в себе уныние, скорби, отчаяние, по-христиански смиренно воспринимая гонения в обществе, в мире, свидетельствовали о том, что есть Бог, и явившаяся Божия любовь осуществилась в трудах и жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Так вот, дорогие, и сегодняшнего участника Евангельской встречи с Господом, слепорожденного, мы именуем исповедником. Как говорит святой Евангелист, сей муж с самого своего рождения был слеп. На вопрос, подобные этому, кто виноват, родители ли или он сам согрешил, мы слышим Евангельский ответ: Ни он, ни родители его не согрешили, но для того, чтобы явилась на нем слава Божия. Мы видим, дорогие, воочию убеждаемся, что спустя много лет этому человеку явился великолепный Божий дар – не только исцеление и не столько исцеление, сколько встреча со Христом. Мы живем по-разному – кто-то продолжительное время, кто-то непродолжительное время, вспоминая о жизни митрополита Антония Сурожского, мы говорим, что в шестнадцать лет ищущий и пытливый юноша, читая Евангелие от Марка, ощутил, что рядом, недалеко от него находится Господь. В чтении сегодняшнем Евангельском, слепорожденный спустя много лет встретился с Господом для того, чтобы на нем по Евангельскому слову явилась Божественная благодать. Через много пришлось пройти этому человеку.

Ограниченность в каких-то возможностях, она перед Господом зачастую восполняется нравственными духовными качествами, и в этом слепом муже мы отчетливо видим торжество этих слов. Верой восполнилось отсутствие зрения. Отверзтые духовные очи вопреки немощности телесной даровали ему видеть, позволили увидеть, кто перед ним стоит. Не просто чудотворец и пророк, но Господь, который пришел ради него, ради нас и ради общего нашего спасения. И больше этого хотелось бы сказать, сей благообразный и благочестивый муж, человек, исцеленный Господом, не остался неблагодарным, не остался неверующим, но призванный на собрание, на сонмище своих соотечественников свидетельствовал книжникам о том, что явился Мессия, явился тот самый Христос, которого с таким напряжением, с такой верой ожидал избранный народ, которого чаял весь Израиль. Вот эти слова, им сказанные, они трогают больше всего. И слова эти достаточно просты.

Но кто не знает, что грешному человеку Господь не дает благодати. Человек, обремененный пороками, обремененный духовными недугами, не творит чудеса, сказали бы мы. Неправда и несправедливо было бы сказать, что порочные люди не делают добрых дел, это неправда. Иногда мы можем стать участниками самого неожиданного преображения человека. Как нам кажется, самый недостойный, самый порочный человек, совершает доброе дело, совершает поступок, на который он, кажется, не мог бы быть способен.

Однако Господь напоминает человеку о его природе, о его призвании, открывает ему не только телесные, но и духовные очи, дарует видеть каждому, и доброму, и злому явную нужду человека. Мы с вами зачастую оказываемся в такой ситуации, когда стоим перед нравственным выбором – видя страдания ближнего, его острую нужду в какой-то помощи, поддержке, в утешительных словах, мы тотчас же отзываемся с полной доверчивостью и доверительностью Господу, что наш поступок добрый, ласковый, ответственный будет не столько на пользу этому человеку, сколько на пользу нам. Почему, дорогие, я об этому говорю, и почему именно сегодня мы остановились на этом вопросе помощи ближнему? Сколько раз мы сталкиваемся с вопросом, помогать человеку или не помогать, стоит или не стоит.

С одной стороны, Евангелие говорит нам, просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять не отворачивайся. С другой стороны, Апостол и ученик Господа говорит, да запотеет милостыня в руке твоей. Другими словами, святой муж призывает нас не торопиться с благодеянием и рассудительно оказывать помощь.

И вот мы стоим перед нравственным выбором, имея пред глазами два авторитетных и важных примера. С одной стороны, Евангелие, с другой стороны такой же собрат по вере, живший тысячелетия ранее, говорит: Не торопись, одумайся, посмотри кому ты благотворишь. Как нам поступать, как нам отзываться на просьбу нашего ближнего. Это был и остается личный вопрос, и ответ на него может быть только личным. Но как поступить, всегда открывает нам Господь. Стоит помолиться, прежде чем принимать решение. Народная мудрость такова - первый помысл, что пришел тебе, он от Бога.

Нам кажется, справедливо поступать так, как указывает нам благой и благочестивый помысл. Мы бесконечно можем говорить на эту тему, приводить аргументы за и против. Но, дорогие, важно не то, как мы благодетельствуем, как хотим помочь нашему ближнему. Важно, какую пользу это принесет нам, что мы извлечем из этого. Призвание христианина – сострадать ближнему. Возлюби ближенго своего как самого себя, говорит нам Заповедь Божия. Это для нас мерило наших поступков и критерий наших решений. Коль скоро мы хотим благополучия и благоденствия себе, так и нашему ближнему, человеку, который нуждается, мы должны как и себе желать благополучия.

Но более всего в нашем поступке, в нашем нравственном поступке, или характерном поступке – потому что «нравственный» это старинное славянское слово, хорошее и красивое, которое говорит о характере. Наши предки говорили: «Он доброго нрава, у него хороший характер» или «дурной нрав», у него тяжелый характер, сказали бы мы сейчас современным языком. Корень один – нрав, нравственный, характерный.

Так вот от нашего решения, от нашего поступка, когда мы оказываем помощь нуждающемуся, зависит в дальнейшем и наше христианское возрастание по лестнице добродетелей. Конечно, добрые дела, которые мы совершаем, они забываются – мы сделали и забыли. Зачастую мы совершаем это автоматически, по привычке, человек попросил, мы оказали ему помощь. И это неплохо, это правильно с одной стороны. С другой стороны, зачастую этот автоматизм, это привыкание к тому, что мы совершаем добрые дела, отучают нас от размышления. Ведь каждое доброе дело, совершенное нами, оно уникально, оно удивительно. Ведь это осуществление нами Заповеди Божией. Нам так хочется быть благочестивыми, мы стремимся к святости.

Мы задаем себе вопрос, как нам очиститься? В то же время совершение благодеяния, помощи нашим ближним, оно в наших руках. Благодаря добрым делам мы благоугождаем Богу. Мы возвышаемся надо своими немощами, мы учимся ценить другого человека, помогая ему, одаривая его своим вниманием, своим участием и заботой, мы не только помогаем ему, но и помогаем сами себе, совершенствуя свои христианские качества. Конечно, мы можем еще долго рассуждать, и проецировать это и в наши семейные отношения, и в наши рабочие отношения, и в храме мы говорим о том же самом, о благосотворении друг другу, о благодеянии друг другу. Господь, прозревший в человеке доброе начало, веру, дарует ему исцеление, просто восполнив то, в чем человек больше всего нуждался, он восполнил телесное зрение. Мы сами, дорогие, как только совершаем добрые дела, восполняем недостающее нам.

Мы, как только видим страдания человека, оказывая ему помощь, подавая милостыню, проявляя милосердие, мы тотчас же облегчаем нашу душу. Не только по слову Заповеди Блажнества «милостивые будут помилованы», но Господь говорит и о том, что любящий Бога, доверяющий Ему, увидит Его. А видение Бога и ведение Его, то есть знание Его, будут начинаться и развиваться с помощи ближнему. Вот о чем, дорогие, я хотел бы сегодня с вами побеседовать, на какую тему. Сейчас сложное время, очень трудное, грядут, да уже сейчас мы живем в непростые времена, когда все острее и сильнее проявляется одиночество человека. Кажется, мы живем в семье, в коллективе, мы общаемся, созваниваемся, поддерживаем дружеские или товарищеские отношения, но в то же самое время мы оказываемся одиноки.

Нам некому сказать теплое и приветливое слово, нам не от кого услышать слова поддержки. Мы не можем обрести утешения, потому что нет человека, которые в нужный момент ободрят нас, правдивые, искренние, и в то же время отрезвляющие и ободряющие нас. Мы, христиане, призваны к тому, чтобы преодолеть разобщенность человеческой природы, разногласия между душой и телом. Потому что то, что видят глаза, порой пагубно влияют на душу. И общая тенденция, общая картина, она призрачная эта картина, которая вырисовывается перед глазами человека, она бесконечно угнетает человеческую душу. Но участие, сострадание, поддержка, помощь, иногда даже только словами очищает и открывает нам духовные глаза и нам открывается духовный смысл вещей, возвышенный и святой. И как только мы совершаем доброе дело, я не устаю это повторять, Господь являет нам в ближних себя, и мы надеемся, что и в жизни будущего века мы будем иметь встречу со Христом.

Благодарю вас за совершенную совместную молитву, причастников поздравляю с принятием святых животворящих Христовых тайн, выслушайте благодарственные молитвы по святому Причащению!

Слава тебе Боже! Слава тебе Боже! Слава тебе Боже!

Проповеди

Проповедь на воскресный день, 3 мая 2015

Проповедь на воскресный день, 3 мая 2015

Читать далее

Проповедь на воскресный день, 07 июня 2015

Проповедь на воскресный день, 07 июня 2015, протоиерей о. Георгий

Читать далее

Издание прихода

«Вербочка» №1(98)/2014 Январь

Материалы номера

Церковный календарь

 



Система Orphus
аборт, мини аборт, контрацепция,
События
Смотреть на Твиттере