Проповедь на воскресный день, 07 июня 2015

Протоиерей Георгий Арбузов

Протоиерей Георгий Арбузов

Настоятель прихода храма Воскресения Христова в Минске (с апреля 2010 г).

Заместитель председателя Синодального отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством,старший епархиальный миссионер.

Дата рукоположения: 24.12.2000 г.

С воскресным днем всех вас приветствую, дорогие братья и сестры, благодарю вас за совместное совершение божественной Литургии, и прежде чем обратиться к вам с воскресной проповедью, а точнее с беседой о памяти всех святых, хотел бы сделать небольшое объявление. Хотя это и не в моих правилах, и я не сторонник этого, именно с амвона, но тем не менее долг и любовь к нашему пастырю, почившему побуждают пренебрегать правилами.

Протоиерей Александр Юхнович (16.08.1960 - 05.10.2014). Фото: www.church.by

Дорогие, скоро, а точнее 5 октября, годовщина по нашему почившему, любимому, пребывающему в вечности и молящемуся за нас отцу Александру. И в связи с этим принято следующее решение, дорогие, и я ко всем вам обращаюсь, прошу оказать посильную помощь – подготовлен эскизный проект надгробного памятника, а точнее надгробного креста, который будет устанавливаться к годовщине со дня смерти отца Александра на его могиле. Поэтому мы в приходе, дорогие, начинаем сбор денежных средств для того, чтобы мы имели возможность не только молитвенно воздыхать ко Господу о почившем нашем собрате, духовнике и пастыре любимом, но также чтобы наша забота о его семье была деятельной. Поэтому, дорогие, в свечном ящике размещена скарбонка, на которой есть соответствующая надпись: Сбор денежных средств на надгробный крест на могиле протоиерея Александра Юхновича.

Памятник будет очень достойным, надгробный крест каменный, очень красивый. Со временем мы разместим эскизный проект на нашей доске объявлений, можно будет посмотреть и увидеть, к чему мы стремимся. Конечно, я не буду вас обманывать и скажу сразу, что работа будет дорогостоящая, речь идет ни много ни мало о шестидесяти пяти миллионах. То есть сумма такая, но наша память и любовь к отцу Александру дороже. Мы не стремимся только за счет вашего участия выполнить весь объем работ, приход примет самое активное участие, денежные средства, которые будут собраны нашими прихожанами, конечно, не покроют той суммы и сметы, которая будет затрачена на эти работы, но приход полностью возместит недостающую сумму, то есть, я так полагаю, две трети стоимости будут компенсированы именно из дохода нашего храма и переданы матушке Валентине, она будет рассчитываться с теми людьми, которые будут заниматься изготовлением и потом монтажом. Вот это то, что я хотел сказать вам, дорогие.

Знаете, давайте мы с вами просто поговорим без какого-то такого пафоса церковной проповеди, без красноречия, риторики. Уж коль скоро мы с вами заговорили о таких простых отношениях, о простых нуждах, то самое время сказать и о том, что нужно нам. О том, в чем больше всего мы с вами нуждаемся, к чему больше всего тяготеем. Сегодня память всех святых и последняя неделя пения Цветной Триоди. И нас эти события церковного календаря привлекают больше всего. Сегодня память наших с вами святых, чьи имена мы носим, к кому мы обращаемся за благодатной помощью в наших делах. Мы почитаем всей душой этих угодников Божиих, обращаемся к ним в наших житейских нуждах, и в преддверии каких-то серьезных решений, и, конечно, благодарим их за то, что они ходатайствуют перед Богом в наших прошениях.

Мы с вами знаем жития святых, чьи имена носим, у нас где-то на полочке, где хранится духовно-нравственная литература, стоит отдельно и житие нашего небесного покровителя. И раз за разом, черпая силы в трудах и подвигах нашего святого, мы перечитываем его житие. Почему для нас так важно осознание и осмысление подвига нашего небесного покровителя? Силуан Афонский сказал, что Дух Святый в составе жития – при содействии Духа Святаго составлены жития святых для того, чтобы мы с вами, читая их, не только вдохновлялись их подвигами, но и подражали им.

И я скажу больше, в той или иной степени мы повторяем подвиги наших небесных покровителей, угодников Божиих, друзей Божиих, чьи имена мы носим и чью благодатную помощь мы призываем для нашего благополучия и благоденствия. И нам кажется это житие красивым, чем-то таких вдохновенным, в некоторой степени романтичным и возвышенным. Нам кажется, что это люди из другого мира, из другого времени, оно нам недостижимо и поэтому так приятно и радостно.

Но мы забываем только об одном. Господь, призвав этот миру к бытию, сотворивший небо и землю, устроивший небесные светила, повелевший семени произвести растения, наполнивший воду рыбами и животными, наполнивший леса, степи, небо своими созданиями, возвещающими о Его величии и Его любви. И вот, наконец, человек, который был сотворен Богом, сотворен им. И вот твердь земная услышала глас Божий, что это не только добро, все сотворенное, все прекрасное, но оно и достойно величия и любви Божией, оно сейчас же откликнулось, и из праха был сотворен человек. Для Бога это просто, для Него нет ничего невозможного, недостижимого. Нам это непонятно в силу того, что наш разум, все наши возможности сильно ограничены. Ограничены не, как мы думаем, фантазией или представлениями, да нет. Наши возможности ограничены грехом.

Грех настолько поработил наш разум и нашу душу, что видеть творение Божие, действие Божие в мире и созерцать Божественную любовь мы не в силах. И мы постигаем все, что было сделано Богом только из священного Писания и трудов и творений святых отцов. В то же самое время мы искренне веруем, что все именно так и было, что по-другому и быть не могло, и что Господь, пожелавший бытие и повелевший жизни развиться, таким образом неизменен, не ложен, правдив и постоянен.

И далее, о чем мы говорим, дорогие, вот эта простота Божия, она проникла в человеческую природу. Мы с вами также просты, наш состав человеческий прост, мы его все знаем, и представляем, каковы мы и из чего сотворены, куда мы возвращаемся. Но лукавство мира сего, поиск каких-то сложных путей – он не дает нам покоя. Посмотрите, простой пример, очень доступный, древние люди пожелали до небес устроить вавилонскую башню. Они хотели достичь Бога.

Преуспели они? Конечно, нет. И даже больше того, они были разделены, так что перестали понимать друг друга. Господь сошел и устроил смешения языков, иными словами, лишил людей единомыслия, того, чтобы единодушно созидать и устраивать желаемое. Непростое решение принял человек в момент начала строительства вавилонской башни.

Но мы с вами зададим вопрос, для чего все это было? С точки зрения мышления людей того времени, этих строителей, мы можем понять – им захотелось. Мы думаем, что гордыня двигала ими. Но человеческая природа и грех, которым пропитана человеческая природа, он влечет именно к удовлетворению демонов, греховности. И мы не должны думать, что сегодня только похоть и блуд являются греховными средствами удовлетворения немощной человеческой природы, но и самомнение, гордыня, нелюбовь, ненависть, жадность, алчность, тщеславие – это все выражения немощной и далеко уже не простодушной человеческой природы. Первому человеку в раю был дарованы средства, в которых он более всего нуждался – это труд и богообщение.

Святой Антоний Великий, наученный ангелом молиться и трудиться, всю свою жизнь подвижническую в египетской пустыне провел именно в этом делании – оra et labora – молись и трудись, говорили древние. Антоний Великий увидел видение – ангела, который занимался рукоделием, потом вставал на молитву, а потом снова возвращался к труду. И жития святых, подвиг святых, к которым мы возвращаемся, он тоже прост – за вдохновенностью жизнеописания стоит простота подвига.

Для человека, для подвижника, для угодника Божия был простой выбор – ты с кем? С Богом или ты служишь своим немощам и поступаешь по велению греха, а не по Заповедям Божиим. Каждый по-разному ответил уже Богу на призыв. Кто-то принял мученическую кончину.

Из истории церкви мы знаем, что первые четыре века – это были века гонений, огромное количество мучеников явили Церкви свою любовь к Богу и продолжают ее являть. И на их подвиге, на их крови по слову святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, устроена Церковь.

До сих пор в Риме сохраняется такая хорошая традиция, когда в катакомбах, в древних захоронениях христиан и угодников Божиих совершается Божественная Литургия. Святители, епископы, священнослужители, монахини, праведные мужи и жены, все они уверенно и с доверием к Богу ответили на самый главный вопрос – хочу ли я этого временно бытия, этой временной жизни, наслаждаться здесь всеми удовольствиями и поступать по велению своей похоти или я буду наслаждаться вечностью и блаженством.

Этот ответ был очень прост, и он по-разному был реализован, повторяю еще раз, дорогие, по-разному поступили святые, разный выбор они делали. Коль скоро мы сказали о выборе, уместно будет и вспомнить Афонский патерик, то есть жития афонских старцев.

Так вот, в сложное время в 19 веке, в 18 веке, когда в мире было распространено турецкое владычество, когда в славянских странах пребывали мусульмане, которые с нетерпимостью относились к христианам, гнали их, умертвляли даже, первоначально из-за слабости, те или иные отрекались от Христа, принимали мусульманство, через какое-то время приходили в разум, понимали, что этот поступок – самый страшный, предательство Христа, отеческой веры и всех трудов, которые понесли все подвижники. И спустя какое-то время приходили в себя, отправлялись на Афон, где под присмотром афонских старцев укреплялись в вере, а потом, наконец, возвращались в то место, где когда-то были произнесены слова отступления, и перед собранием свидетельствовали о своей твердой вере.

И вот, дорогие, сегодня от нас, от наших сердец требуется простой выбор – о своем ли покое будем вспоминать? Нет, это недостойно звания христиан. О своих ли немощах будем вспоминать? Тоже нет – мы не призваны ни к благоденствию, ни к покою, но наша свобода влечет нас, чем дальше, тем больше, к исполнению заповеди о любви к ближнему и любви к Богу.

Так вот, дорогие, сегодняшняя память святых именно об этом нам напоминает. Простота выбора является основой нашего благоденствия и благобытия, и нашего покоя. Как часто мечется наше сердце, когда обращается к нам человек нуждающийся, и мы не знаем, что предпринять, какое решение принять.

С одной стороны, мы как христиане обязаны помочь. С другой стороны, начинается соизмерение нашего доброго дела со своими возможностями, и в конечном итоге, мы оказываемся лишенным и благодати Божией, и возможности укрепиться в вере, исполнить Заповедь и помочь нуждающемуся. И вот дорогие, день всех святых именно об этой евангельской простоте, в ней мы должны поучаствовать – просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

А как много в современном мире просителей, и не только материальных благ. И не столько о материальных благах мы должны думать, но нравственный поступок христианина это более чем дело милосердия, более чем пример для подражания - это как раз тот ответ на вызовы современности, который Церковь дает и отвечает любовью к Богу и любовью к ближнему, благодатью Святага Духа и своей непоколебимой и твердой верой.

Еще раз привествую всех с воскресным днем, поздравляю с праздником ваших небесных покровителей, причастников с принятием святых Христовых тайн, выслушайте благодарственные молитвы по святому Причащению.

Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже!

Проповеди

Проповедь на воскресный день, 3 мая 2015

Проповедь на воскресный день, 3 мая 2015

Читать далее

Проповедь на воскресный день, 17 мая 2015

Проповедь на воскресный день, 17 мая 2015

Читать далее

Издание прихода

«Вербочка» №1(98)/2014 Январь

Материалы номера

Церковный календарь

 



Система Orphus
аборт, мини аборт, контрацепция,
События
Смотреть на Твиттере